Новости

Онлайн-обучение в Институте бизнеса БГУ

Об использовании новейших информационных технологий в Институте от отдела дистанционного образования

В марте 2020 года по рекомендации министерства образования в Институте бизнеса БГУ были скорректированы лекционные занятия: все лекции были переведены в дистанционный режим. Администрация контролировала проведение онлайн-лекций как в реальном времени, так и в записи. Иногда проводилось по 50 вебинаров в день! Это стало возможным только благодаря тому, что ещё с 2007 года Институт первым в республике стал внедрять онлайн-технологии, был создан и успешно работает Отдел дистанционного образования, возглавляет который Маковская Елена Вадимовна. 
 
Сейчас, ввиду схожей эпидемиологической ситуации, большинство занятий у студентов проходит в онлайн-режиме.
 
 
Мы попросили сотрудников отдела и саму Елену Вадимовну ответить на несколько интересных и важных вопросов.
 
 

В Институте бизнеса большое внимание уделяется внедрению новейших образовательных технологий, что внедрено на сегодняшний день?

Добрый день, сегодня мы используем:
  • интерактивные, эвристические и проективные методы обучения,
  • творческие подходы к решению задач, использованию знаний и умений в новых, нетиповых и проблемных ситуациях, 
  • информационно-коммуникационные и дистанционные технологии для организации и поддержки образовательного процесса. 
Уже более 10 лет уровень использования технологий электронного и дистанционного обучения в Институте носит массовый, обязательный характер. Большое внимание уделяется технической базе и ресурсной базе информатизации и электронного обучения.
 
Мы используем такие ресурсы, как:
  • образовательный портал на базе Moodle; 
  • учебный портал eLearning Server;
  • виртуальный класс для проведения лекций в виде вебинаров (eTutorium);
  • ресурсы для организации онлайн-занятий (Google Meet, Skype);
  • IT-система, при помощи которой реализована рейтинговая система оценки знаний обучающихся.
Разработано методическое обеспечение процесса использования технологий электронного и дистанционного обучения. Создана система корпоративного обучения преподавателей в области ИКТ и технологий электронного и дистанционного обучения.
 
 
 

Почему, имея такие возможности, Институт все-таки использует смешанное обучение, а не переходит полностью в онлайн?

С развитием информационных технологий у обучения появилась масса новых возможностей. Одна из них — дистанционное обучение, когда можно заниматься где и когда удобно. Однако у дистанционного обучения есть и минусы: оно плохо подходит для специальностей, требующих навыков прямого общения, и для людей со слабой мотивацией и самоорганизацией. В рамках современного академического обучения лучше говорить о смешанном обучении: часть занятий проходит в очном режиме, часть — с онлайн поддержкой удаленно. В нашем Институте для стандартного очного образования уже давно организована онлайн-поддержка, и, например, вместо походов в библиотеку, вы просто переходите на учебный портал и пользуетесь материалами, которые предлагает преподаватель по своей дисциплине. Необходимость личного общения, нетворкинга, не позволяет перейти полностью в онлайн. Это лишнее.
 
 

Чем еще занимается отдел дистанционного образования?

Работа Отдела опирается на современную методику ДО, когда технологии не ради самих технологий, а рассматриваются как инструмент передачи знаний и способ сделать обучение вовлекающим, эмоциональным. Ежегодно мы проводим исследования удовлетворенности учащихся и преподавателей от электронного обучения, участвуем в научно-исследовательской работе по разработке интерактивных тренажеров для обучения, стараемся отслеживать новинки в технологиях ДО. Ведь появляются новые учебные тренды: те же интерактивные тренажеры, нано-обучение (малоформатное), мобильное обучение, широкое использование видео- и аудио-подкастов. А в перспективе — полное погружение, дополненная и виртуальная реальности.
 
Свои наработки и знания не держим при себе: на протяжении всего года проводятся обучающие занятия для преподавателей, семинары по обмену опытом между лучшими из них, мы постоянно консультируем профессорско-преподавательский коллектив и студентов по всем возникающим вопросам.
 
Интересно еще одно направление — обучение методикам групповой работы онлайн, которая обеспечивает развитие навыков работы в команде, обладает хорошим вовлекающим эффектом. Из лучших примеров: онлайн-диспуты и подготовка видео-презентаций, деловые игры. 
 
У Отдела есть собственный интернет-ресурс, на котором можно изучить лучший опыт наших преподавателей: el.sbmt.by
 
 

Информационно-коммуникационные технологии ведь можно применять не только для учебы?

Безусловно. Так, например, с помощью учебных порталов и вебинаров весной в нашем Институте были успешно проведены три международные онлайн-конференции. С марта месяца игры «Что? Где? Когда?» Института перешли в дистанционный формат с помощью набора технологий (YouTube+Google Forms). А до эпидемии студенты использовали ресурсы Отдела для записи серий видео-интервью у выпускников нашего вуза.
 
 

Вы проводите опросы: как студенты отзываются о дистанционной составляющей обучения?

Тут проще дать слово самим студентам: из года в год общая удовлетворенность от дистанционной формы работы составляет около 78%. А дальше — цитаты самих студентов:
  • «Понравилось: пары проходят удаленно, возможность проходить тестирование удаленно, или потренироваться на пробных тестах перед контрольным тестом. И все материалы находятся в одном месте.»
  • «Понравилось то, что при переходе на ДО для нас это не было в новинку: т.к учебным порталом в Институте пользуемся давно»
  • «Все очень понравилось. Начиная с максимально удобного календаря и заканчивая дизайном самой платформы»
  • «Вебинары с Прохоровой Т.В. самые лучшие, проходят как 15 минут. И интересно, и познавательно, и полезно».
 
 

Что в перспективе?

В перспективе наших преподавателей и студентов ждет много интересного:
  • использование новейших информационных технологий;
  • совершенствование информационно-образовательной среды Института;
  • внедрение современных ресурсов для онлайн-обучения;
  • организация и внедрение различных типов электронного обучения;
  • расширение доли дистанционного обучения;
  • персонализация обучения, использование игровых механизмов в создаваемом мультимедийном контенте, «перевернутое обучение» и BYOD.
 
Мы благодарим Отдел дистанционного образования за ежедневный, кропотливый труд! Отдельная благодарность за то, что в такой необычной ситуации, как этой весной, они смогли организовать дистанционное обучение в Институте в максимально короткий срок и такого высокого качества! За то, что справились с нагрузкой, и помогли нам еще раз подтвердить высокий уровень образования и материально-технического оснащения в Институте бизнеса БГУ!
 
 
 
Справочно
 
Что такое Учебный портал?
 
Это сайт, на котором можно скачать материалы в виде презентаций или текста, посмотреть видео-уроки, прослушать аудио-подкасты. Преподаватели могут организовать тестирование как контрольное, так и для самоподготовки. С помощью этого ресурса можно разместить выполненную лабораторную или практическую работу и здесь же получить оценку и комментарии от преподавателя. А еще есть форумы для обсуждения и возможность связаться с преподавателем через сервис сообщений. Режим настройки расписания позволяет задавать сроки выполнения заданий, что стимулирует самых неорганизованных учащихся.
 
Что такое Вебинар?
 
Вебинар — это интернет-лекция, когда учащиеся видят и слышат самого преподавателя, его презентацию или программы на компьютере, могут задавать вопросы в чате или голосом. Автоматически производится запись занятия, которую в дальнейшем можно пересмотреть. В качестве платформы для проведения онлайн-лекционных занятий Институт использует сервис eTutorium: аренда позволяет легко расширить количество лицензий и сделать перерыв на каникулы, снимает нагрузку с интернет-канала Института. Однако, если кому-то из преподавателей необходимо видеть студента (-ов), мы используем и другие общеизвестные платформы-мессенджеры: скайп-собрания, Zoom, отечественная peregovorka.by.
 
 

Аккаунты об управлении финансами, проектами и собой: