"Искусство маневра" - интервью Н. Макаевой газете "Минский курьер"

Кризисом лидерства называют эксперты тот глобальный финансово-экономический процесс, который разворачивается сейчас в мире. О роли управленца, о том каким должен быть директор-профессионал, размышляет руководитель программы МВА Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Наталья Макаева

— Наталья Юрьевна, как вы думаете, в чем основная ошибка, которую в своей деятельности допускают многие руководители?

— Об этом очень хорошо сказала одна предпринимательница. По ее мнению, все мы немножко «обросли жирком»: привыкли к хорошему и успокоились. Лет пятнадцать назад многие сферы бизнеса не были так развиты, как сейчас. Тогда предпринимателям было легко выходить на рынок. Они заняли свою нишу, нашли клиентов и решили, что все пойдет по накатанной системе всегда. Но мир не стоит на месте. Теперь, чтобы сохранять прежний уровень, надо бежать очень быстро. А многие уже не готовы, потому что обросли брюшком. Глобальный кризис тоже внес свою ложку дегтя. Этот процесс затронул нас в меньшей степени, поскольку мы не были так развиты в финансовом отношении, как другие. Белорусы еще не привыкли жить в кредит. Поэтому у нас, к счастью, нет таких ужасных историй, как в США, России, где заемы, ипотеки стали нормой. Мы не успели высоко забраться по финансовой лестнице, и нам с нее не так больно падать.

Тем не менее, многие руководители признаются, что не знают как с этой ситуацией справиться. Они оказались к ней неготовыми.

— Менеджмент – больше искусство, чем наука. В управлении нельзя сказать, что дважды два четыре во всех случаях. Это не математика. Сегодня ситуация такая, и вы поступили так, завтра будет иная, и вы станете искать другой выход. Но главное, чему всегда учат хорошие бизнес- школы  это способности распознать изменение, тот самый момент, когда надо поступить по-другому. Руководитель должен увидеть его, оценить и предпринять какие-то действия. А когда ты знаешь, из чего складывается управление, глобальный бизнес и отслеживаешь постоянно процессы, которые происходят в мире, то главное, образно выражаясь, задать грамотный вопрос. Важно научиться его формулировать и из большого количества информации вычленять самую существенную.

— Какие перспективы возникают в связи с кризисом? Насколько он способен сдвинуть с мертвой точки человека, который не размышлял над теми вопросами, о которых вы говорите?

— Многие управленцы и экономисты видят в кризисе большую возможность для изменения мышления и менталитета. Потому что как ни крути, у нас пока жареный петух не клюнет, ничего не сдвинется. Для многих стало очевидным, что проблемы, которые случились, во многих случаях были связаны с негибкостью руководителя, с неготовностью смотреть по сторонам, с «ожирением», которое произошло потому, что все было слишком спокойно в течение многих лет. Сейчас, когда весь мир хорошенько встряхнуло, люди поняли, причем не только у нас, что надо, в общем-то, задумываться о будущем своего бизнеса сегодня, а точнее вчера. И даже если сегодня у тебя дела идут хорошо, полезно все время смотреть вперед и думать, насколько они будут успешными завтра. Надо искать другие варианты и возможности, быть инноватором, постоянно генерировать свежие идеи.
Многие руководители, кстати, до определенного момента считали, что не существует проблем с подбором персонала. Людей много: уволим одного, возьмем другого. Но на самом деле такой подход говорит только о том, что компания не имеет реальных компетенций. Когда фирма обладает какими-то уникальными характеристиками , ей очень тяжело уволить сотрудника и взять на его место другого. Ведь внутренние компетенции создают, прежде всего, реальные конкурентные преимущества. Это определенные ноу-хау компании, и руководитель взращивает их постепенно, вкладывает в данный процесс много сил. Хороший руководитель понимает, что без взаимодополняющей команды он один в поле не воин. Поэтому всегда заинтересован в тех людях, которые рядом. Управленец понимает: уход специалиста – утрата для фирмы, даже если сохранен принцип конфиденциальности. Нового человека научить нелегко. Это занимает месяцы, порою годы. А ведь грамотный бизнесмен считает не только деньги, но и время. К сожалению, у нас думают, что проще взять нового сотрудника, если прежнего не устроила зарплата, условия работы или что-то еще.

— Как в связи с этим смотреть на решение некоторых компаний, увольнять специалистов, чтобы пережить кризис?

— Дело в том, что для этого есть объективные причины. В сложных рыночных условиях оптимальнее сокращать производство. Зачем забивать склады, если товар никто не берет? Естественно, что когда идет процесс рецессии, каждый руководитель должен принимать  решения о деятельности компании, в том числе - увольнять работников или нет. И тут единого рецепта быть не может. В этом  и есть все управление. Если кто-то считает, что существует общий для всех правильный ответ, то он ошибается. Для многих компаний выход из кризиса в том, чтобы сохранить коллектив и перепрофилироваться. Но это нелегко. Надо четко понимать, какие имеются возможности, какие люди в команде. Поэтому кто-то сейчас частично перепрофилирует производство, кто-то подсократился, кто-то продает ту же самую продукцию и услуги, но уже под другим соусом и другой целевой аудитории. Жизнь все равно продолжается. Мы развиваемся, учимся управлять людьми и ситуациями. Другое дело, что шанс выжить в кризис больше у тех компаний, руководители которых готовы менять себя и свое отношение к бизнесу.

Наталья ВАВИЛОВА