"Операция на мозгах". Статья в журнале "Бизнес-леди"

В конце апреля в Минске прошел 4-й Форум молодых управленцев. Тема форума, собравшего немалую аудиторию, звучала более чем актуально: «Уроки экстремального менеджмента».
А посему, несмотря на жару и нерабочее состояние кондиционера в конференц-зале,
слушатели активно участвовали в процессе, не позволяя лекторам расслабиться.

Новое мышление новых лидеров

Особой эмоциональностью и ораторским умением отличался лектор из Испании, президент консалтинговой компании AXIOMA Marketing Consultants Джо Понс, говоривший о том, «Как активно продавать в период кризиса». Отметив, что сегодня отнюдь не маркетинг играет музыку, а потребительский рынок, и в какую сторону качнет потребителя, вопрос очень индивидуальный, Джо Понс сформулировал доминантную мысль маркетинга кризисного периода: «Мы Вас любим».
Понятно, что речь идет о любви к клиентам и бизнес-партнерам. Правда, мысль эту он посоветовал не доводить до абсурда: «Объявление на дверях стоматологического кабинета «Вырвем два зуба по цене одного» вряд ли кого заинтересует». Директор Института бизнес-технологий холдинга «Атлант-М» Сергей Шеин посоветовал собравшимся на форуме топ-менеджерам, во-первых, научиться падать медленнее, чем рынок, на котором существует их компания и, во-вторых, водиться с «неудобными» людьми — они талантливы.
Декан московской Высшей школы менеджмента ГУВШЭ Сергей Филонович своим выступлением убедительно доказывал аудитории, что ситуацию кризиса можно повернуть в свою сторону: «Сегодня каждый может стать глобальным игроком, поскольку конкуренция индивидуализируется. Сегодня главное — даже не аккумулировать знания, а генерировать их».

Дискуссия завязывалась не только между лектором и участниками, но и между самими лекторами. Ассоциированный партнер инвестиционной компании «Юнитер» Даниель Крутцинна не согласился с Сергеем Филоновичем в том, что Америка потеряла свое глобальное лидерство, отметив, что «если США и потеряют свое лидерство, то это
произойдет позднее. А сейчас США первыми возобновили сделки по слиянию и поглощению компаний, приостановленные по всему миру».
В общем, скучно на форуме не было.
Учитывая, что инициаторами проведения подобных форумов несколько лет назад выступили выпускники MBA БГУ, не заинтересоваться подробностями о самой программе MBA после этого форума было неразумно. И поскольку главной темой очередного номера журнала было образование, интерес нашел практический выход.

Школа для первых

Программа MBA (Master of Business Administration), программа магистерского уровня — ведущая профессиональная степень в сфере бизнеса. Название МВА появилось впервые в Америке в конце XIX века, во времена индустриализации, когда были востребованы образованные специалисты и менеджеры, способные думать на шаг
вперед. Сегодня программа МВА — это набор курсов, охватывающий основные сферы бизнеса — управление организацией, финансы, маркетинг, производство, человеческие ресурсы, логистику и др. А также предметы, направленные на повышение управленческих навыков и личной эффективности менеджера, — искусство презентаций, тайм-менеджмент, лидерство и работа в команде, планирование карьеры. В Беларуси программа General MBA преподается только в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ, где по окончании 2-годичного курса студентам присуждается степень магистра по специальности «бизнес-администрирование».
Существует еще такое направление MBA, как Executive MBA, представленное в Беларуси в Институте приватизации и менеджмента (ИПМ). Одно из обязательных требований в международной практике к поступающим на эту программу — не менее 7, а в некоторых странах — и 10 лет управленческого опыта. Эта программа рассчитана на топ-менеджмент и собственников бизнеса и, соответственно, отличается углубленным изучением своего бизнеса с акцентом на развитие стратегического видения и лидерских качеств. В отличие от General MBA, программа Executive MBA представлена в модульном формате — несколько дней подряд в месяц. По завершении программы Executive
MBA бизнес-школы ИПМ выпускники получают диплом Академии им.Леона Козьминского. Выпускники MBA БГУ — диплом магистра государственного образца.
«Мы с ИПМ не являемся конкурентами, — отмечает руководитель программы MBA БГУ Наталья МАКАЕВА. — У нас разная целевая аудитория. Мы берем людей с обязательным законченным высшим образованием и с опытом работы не менее 2 лет после окончания вуза. Почему существуют такие условия? В ходе учебы около 40% знаний и особенно навыков формируется в процессе дискуссий, групповых работ и ролевых игр, требующих реального, желательно управленческого опыта работы. Новоиспеченный выпускник вуза, даже и с определенным опытом работы, будет чувствовать себя некомфортно в группе, большинство из участников которой являются менеджерами среднего или высшего звена со средним возрастом 29 лет. Мы ведь порой хотим, чтобы за наши деньги нам знания в рот положили, разжевали и
дали стакан воды запить. Чтобы назавтра прийти на работу с готовым решением и заработать миллион. Так не бывает. Обучаясь на MBA, надо очень много работать. В противном случае ценность образования теряется».
Вступительные экзамены на программу MBA БГУ проходят в июле. В прошлом году было набрано 4 группы: 2 — русскоязычных, 2 — англоязычных.
MBA БГУ — также единственная программа, где есть возможность учиться на английском языке. Учитывая, что язык бизнеса серьезно отличается от разговорного, программа позволяет получить совершенно иной уровень владения английским языком. Студенты начинают понимать специальные термины, учатся читать финансовые документы. Во время вступительных экзаменов уровень английского тестируется и абитуриенту дают рекомендации, стоит ли ему идти в англоязычные
группы. Учитывая, что упор делается не на изучение языка, а на изучение бизнес-дисциплин, важно, чтобы уровень владения языком не препятствовал пониманию и усвоению профессиональных знаний. В международной практике программы General MBA рассматриваются как программы изменения карьеры. Это оправданно: по словам
Натальи Макаевой, многие меняют свою карьеру даже не по окончании, а уже в процессе учебы.

Сама Наталья тоже в свое время (2003—2005 гг.) закончила MBA БГУ. «Я пришла на программу достаточно зрелым, сложившимся человеком 36 лет. По первому образованию я инженер-физик. Училась в аспирантуре, когда рухнули СССР и одновременно возможность заниматься наукой и жить на это. Я поняла, что продолжать обучение и защищать диссертацию нет смысла, — надо было выживать. Оставив аспирантуру, я работала управленцем в разных компаниях: и финансовым директором, и заместителем главы представительства. Проходила различные курсы в рамках корпоративного образования. Но в какой-то момент поняла, что, если уйду с этой работы, на руках останется только диплом физика. При этом претендовать хотелось уже на должности управленческие, так как для этого были навыки, опыт, желание, подтверждением которых мог бы стать профессиональный диплом менеджера. Это была первоначальная причина моего поступления на программу, но само обучение и результаты превзошли ожидания. Я ни разу не пожалела о принятом решении. Программа MBA очень структурирует мышление, позволяет по-другому взглянуть на себя, свое дело и окружение. Уже после окончания программы я перешла работать в консалтинговую компанию, затем меня пригласили разработать курс «Стратегический менеджмент» на английском языке. Я согласилась. А в 2007-м предложили стать руководителем программы».
Преподают в школе и другие бывшие ученики, в основном — англоязычные курсы. «Английский сам по себе задает некий стандарт, — подчеркивает Наталья Макаева, — это язык бизнеса. В английском даже формулирование мыслей идет по-другому. Есть преподаватели, которые преподают и на русском, и на английском. Например, Лола Трапш, директор ООО «Первая консалтинговая», читает уже много лет «Управление человеческими ресурсами» и Human Resource Management. Она делает это одинаково хорошо. Только в русскоязычных группах она преподает по собственному учебнику, а в англоязычных — по американскому». Отличие MBA от других программ магистерского уровня еще и в том, что все бизнес-образование строится на интерактивных методах обучения, например, на кейсах (теорию студенты читают дома). Причем важен не столько сам кейс (хотя существуют в практике MBA и кейсы-бестселлеры), сколько методика его преподавания. И здесь плюс англоязычной программы очевиден. В основном бизнес-кейсы издаются на английском. Есть, правда, уже несколько бизнес-кейсов на русском языке, подготовленных преподавателями программы MBA, но их пока очень немного.
Основная сложность развития данного направления — закрытость финансовой информации белорусских и российских компаний.

К слову, обучение в англоязычных группах обходится студентам MBA дороже. Если на сегодняшний день в MBA БГУ программа на английском стоит 16,2 млн, то на русском —13,5 млн белорусских рублей. В конце обучения студенты обязаны написать и защитить магистерскую работу. Причем это должен быть реальный практический проект на примере конкретного предприятия. Для того чтобы сохранить высокий уровень образования на программе MBA и статусность диплома, существует минимальный проходной балл для допуска к защите диплома. На программе MBA ИБМТ БГУ этот балл пока— 6, хотя в западных школах он практически никогда не опускается ниже 8 баллов.
В общем, MBA — это серьезно. Это возможность реализовывать свои, а не чужие, мечты. И это не только новый уровень знаний, но и новый уровень ответственности. Не зря пожелание-предупреждение Лолы Трапш будущим студентам и выпускникам звучит так: «Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами. Не бойтесь мечтать и дерзать, не бойтесь трудностей. Это не трудности, это открывающиеся возможности. Но! Будьте осторожны со своими желаниями — они могут исполниться. И вам придется открывать свои компании, становиться топ-менеджерами, потому что удержать в себе полученные знания и развившиеся амбиции уже будет невозможно».

Ирина СКОРОХОДКО, Денис МОРОЗ

Татьяна БЕЛОУСОВА,
глава представительства airBaltic
в Беларуси,
выпускница MBA 2003

— Бизнес-школа дает то, что и должна давать — знания и навыки по управлению бизнесом. В обычных вузах такой специализации я не встречала. В MBA я училась в англоязычной группе, что дало мне преимущество работы с учебными пособиями в оригинале. Не секрет, что за последние 50 лет самые актуальные и широко используемые экономические и управленческие теории и методики разработаны именно в США и Западной Европе и изданы, соответственно, на английском языке.
Конечно, глубокие школы экономики и управления есть также в Германии, Франции, Швейцарии и Испании, но труды их авторов, в первую очередь, опять таки переводились на английский язык (по сути — язык бизнеса), на котором и были опубликованы в специализированных изданиях.
Безусловно, полученные в бизнес-школе знания не являются ни догмой, ни неким «конечным продуктом» — даже знания в точных науках подвергаются пересмотру, что уж говорить о науках общественных. Особенно сейчас, когда экономические модели пересматриваются и вновь встает вопрос — так что же «правильнее»: кейнсианство или либерализм? Либо их «пропорциональная смесь»? Или же вовсе современный мир требует другой экономической теории и практики. Но понимать, анализировать внешние сигналы и принимать решения относительно своей работы можно только имея багаж знаний, которые и дала бизнес-школа. Вспоминается одна из первых лекций в инязе, когда профессор языкознания, надиктовав страниц десять, изрекла: «Но эти теории были ошибочны, их опровергли советские ученые». Иными словами, и по окончании бизнес-школы продолжаешь читать, советоваться с преподавателями и однокашниками, посещать конференции, форумы и обращаться к консалтинговым
компаниям. Влияние бизнес-школы на карьеру? Абсолютной взаимозависимости здесь нет. Есть люди, сделавшие карьеру или создавшие свой бизнес без всяких бизнес-школ, и есть выпускники не только наших, но и западных бизнес-школ, карьеру в привычном для нас смысле слова не сделавшие. Но то, что бизнес-школа не проходит бесследно, факт. Она определенным образом перестраивает мышление и дает навыки, которые всегда под рукой — будь то бизнес-планирование, маркетинговый анализ, управление производством или банальное умение сделать эффективную презентацию проекта. Мне лично бизнес-школа дала толчок к смене работы — от сейлз-менеджера к директору компании. Сейчас я возглавляю представительство авиакомпании airBaltic и не представляю себе работу в западной компании с ее стандартами управления и отчетности без программы бизнес-школы за плечами. А главное, обучение в MBA помогло достичь ощутимых успехов компании на белорусском рынке.

Лола ТРАПШ, директор компании «Первая Консалтинговая»,
выпускница MBA 2005 года, преподаватель MBA

— Я уже так много говорила о программе МВА, что, мне кажется, это превратилось в определенную мантру: когда возможность каждый раз рассказывать о программе дает мне прекрасный шанс пережить весь этот опыт еще и еще раз, что, в свою очередь, придает мне дополнительные силы и импульс...
Обучение на программе МВА дало мне огромное количество шансов и вариантов для дальнейшего развития. Все полученное в процессе обучения я использовала на 300%. Это и знания, и уверенность, и чувство причастности к определенной и, без сомнения, сильнейшей части бизнес-сообщества. И, конечно же, те связи, которые каждый из нас наработал, благодаря программе. Со многими своими МВА-однострадальцами мы стали и партнерами по бизнесу, и клиентами друг у друга, и консультантами в тех компетенциях и вопросах, в которых чувствуем себя увереннее других. Мы учились вместе 2 года и реально, без иллюзий, представляем, кто на что способен. Как директор консалтинговой компании, которая занимается всеми задачами, связанными с развитием и управлением персоналом, я с интересом наблюдаю за тем, как меняется судьба наших магистрантов. У кого-то раскрываются глаза на то, какие возможности есть у их бизнеса, кто-то делает прорыв в карьере, а кто-то и резкий поворот в собственной жизни – открывая свой бизнес и выстраивая его по своему усмотрению.
Отличие программы MBA от обычной магистратуры, я полагаю, состоит в практической составляющей. Методы обучения, которые используются на программе и которые применяют ее преподаватели, не используются больше нигде. Это и симуляционные задания, и бизнес-игры, и методика бизнес-кейсов. Хочу отметить, что работать с последней намного сложнее, чем это представляется...
Как так получилось, что я стала преподавать на программе? Преподавание на программе — это был своего рода поступок из патриотических и эмоциональных соображений. Мне настолько не хотелось прерывать свою связь с alma mater, что я с удовольствием приняла предложение заниматься преподаванием. Ну а когда я поняла, что патриотические порывы можно было бы удовлетворить и более простыми способами, было уже поздно: я уже не представляла себя без преподавания, без общения с будущими магистрами.

Дарья ЖУК, партнер минского офиса международной юридической фирмы Glimstedt, выпускница MBA 2008 года

— Я училась на англоязычной программе МВА Института бизнеса БГУ в 2006—2008 гг.
Долго решала, поступать либо нет, поскольку на тот момент работала (это был второй год после окончания юридического факультета БГУ) юристом в юридической компании, оказывающей юридические услуги субъектам хозяйствования, и никакого отношения к менеджменту, понятно, не имела.
Тем не менее, главной причиной моего положительного решения стало понимание того, что мне, как юристу, специализирующемуся на юридических услугах в сфере бизнеса, необходимо знание бизнес-процессов и основ менеджмента. Эффективность обучения на программе МВА оцениваю очень высоко. Меня приятно удивило и порадовало грамотное сочетание теории и практики, что, на мой взгляд, ярко выделяет МВА на фоне магистратуры в других вузах. Актуальность материала и владение большинством преподавателей современными педагогическими технологиями делает обучение на МВА интересным, а главное, интерактивным. Что еще отличает программу МВА от нашего «классического» университетского образования, в том числе и от магистратуры, — это большая самостоятельность студента в процессе обучения, т.е. знания необходимо «брать», а не просто получать и быть «пассивным слушателем». На программе студент получает основные направления, по которым он может развиваться дальше самостоятельно. Отличным мотивирующим и обучающим моментом были разнообразные гостевые лекции, мастер-классы, семинары от известных экспертов в различных сферах бизнес-администрирования, бизнесменов, профессоров, в том числе и зарубежных.
Кроме того, англоязычная программа позволила мне существенно повысить уровень английского языка, обогатить профессиональную лексику, а также изучать некоторые материалы в первоисточниках, не боясь потеряться в «трудностях перевода».
Программа МВА — это и активная социальная жизнь. У нас были креативные институтские вечеринки, выступления на которых мы готовили не менее серьезно, чем учебный проект или бизнес-план. Как программа МВА изменила мою жизнь и карьеру? Существенно! Прежде всего, МВА — это замечательная платформа для общения с очень интересными людьми, настоящими профессионалами, что само по себе также является обучающим фактором. Со многими бывшими однокурсниками я дружу и сегодня.
Кроме того, я смогла существенно изменить свою профессиональную деятельность. Сегодня я не только практикующий юрист, но и партнер (один из основателей) минского офиса международной юридической фирмы Glimstedt, занимающийся развитием бренда и юридического бизнеса в Беларуси. И знания, полученные на программе, мне в этом очень помогают. Более того, я ощущаю, что программа МВА повысила мой профессиональный уровень и как бизнес-юриста, поскольку, давая юридические консультации по вопросам ведения бизнеса, сегодня я говорю с клиентами на одном языке, понимая общую структуру бизнеса, да и просто логику бизнесмена. В этом году я «вернулась» в Институт бизнеса, но уже в качестве преподавателя. Первый раз курс бизнес-права ввели на английском языке для англоязычной группы, и я читала его для одной из групп. Интересно и одновременно волнительно было для меня оказаться «по другую сторону аудитории».