События

Использование ЛЕГО в качестве инструмента развития исследовательских навыков

Методы моделирования среди всех приемов научно-практического познания мира являются, пожалуй, наиболее доходчивыми для понимания и действенными для запоминания.

 
Их можно рассматривать как универсальные, применять в  дизайне рабочего пространства, моделировании новых образцов продукции, в стратегическом планировании и экономическом прогнозировании и т.д. 
 
Среди широкого спектра инструментов моделирования, используемых в проектировании бизнес-процессов, встречаются достаточно необычные. Так, во время стажировки преподавателей Института бизнеса БГУ в университете Де Монфор (Лестер, Великобритания) по обмену опытом в использовании инновационных методов для преподавания учебных дисциплин по информационным технологиям в рамках проекта «IESED» (INNOVATIVE ICT EDUCATION FOR SOCIAL ECONOMIC DEVELOPMENT) программы ERASMUS+ (Европейский союз), проходившей с 16-го сентября по 22-го сентября,  было предложено ознакомиться с методикой использования конструктора Лего для проведения деловых игр. Сотрудница докторантуры Джулия Риив (Julia Reeve) детально разъяснила концепцию обучения и провела практическое занятие. 
 
 
«LEGO» – это аббревиатура, образованная от двух датских слов «leg godt», т.е. дословно «играть с удовольствием». Геймификация, как широкодоступный и творческий подход к обучению, хорошо зарекомендовала себя на всех ступенях обучения: от детского сада до высшей школы. В 1932 году Оле Кирком Кристиансеном (Ole Kirk Christiansen) была основана компания LEGO Group. В настоящее время это современная международная организация с офисами по всему миру. Созданием образовательного окружения, основанном на практическом подходе применения Лего, занимается структурное подразделение компании  Lego Education. Основными потребителями Лего традиционно являются дошкольники и школьники, соответственно обучение по методике использования конструкторов проводится среди воспитателей и учителей.  О том, что Лего можно применять в бизнес- образовании заявили 20 лет назад Johan Roos и Bart Victor.  Метод LSP (Lego Serious Play) первоначально рассматривали как инструмент по развитию бизнес- стратегий.
 
Целесообразность применения LSP для реализации рефлексивного метода построения метафорических моделей была обоснована британским социологом и теоретиком средств массовой информации Дэвидом Гаунлеттом (David Gauntlett) в работе «Creative Explorations: New Approaches to Identities and Audiences» (London: Routledge, 2007).  Наряду с использованием видео, дневников, коллажей и рисунков конструктор Лего активизирует креативную и творческую деятельность, преимущества данного инструмента связано с подключением к визуальному дополнительно кинестетического мышления.  Так, Гаунлетт указывал, что «проходя через продуманный, физический процесс создания чего-то индивидуумы получают возможность задуматься и сделать свои мысли, чувства или переживания явными и осязаемыми». Работа в учебных группах по методологии LSP (Lego Serious Plays) рассматривается как альтернатива традиционным интервью и фокус-группам.  Работа Гаунлетта была высоко отмечена Советом по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук.
 
 
Метод LSP предлагает более глубокое и более личное обучение по сравнению с традиционным. На данный момент он используется государственными учреждениями, крупными банками, стартапами, международными и производственными компаниями и имеет огромный потенциал для максимального взаимодействия между командами в любой организации. Практическую реализацию метода для повышения эффективности бизнес- деятельности раскрывают, основываясь на собственном опыте, Per Kristiansen и  Robert Rasmussen  в книге «Building a better business using the Lego Serious Play method» (New York, 2014). Авторы отмечают, что LCP улучшает качество встреч, ускоряет инновационные процессы, способствует росту команды и улучшает коммуникации.
 
Педагогическая технология использования Лего на аудиторных занятиях настолько проста, что первоначально предложение Джулии Риив попрактиковаться в построении моделей вызвало в нашей команде легкое недоумение и недоверие. Однако, в конце практического занятия мы оценили потенциал предлагаемого инструмента, применимого даже в решении достаточно серьезных задач.  Дело в том, что LSP позволяет под другим углом зрения взглянуть на привычные вещи, упростить многокомпонентные и сложные для восприятия задачи, усовершенствовать навыки объяснения и рефлексии. По словам Джулии Риив метод LSP успешно применяется в университетах Англии для обучения на всех ступенях образования, не только для учащихся, но и для повышения квалификации преподавателей, подготовки докторов наук.
 
 
Предложенная методика по возвращению в Минск была тут же апробирована в стенах Института бизнеса. В качестве экспериментальной площадки был выбран кураторский час в группе 811 первого курса специальности «Бизнес-администрирование». 
 
Задание для студентов было сформулировано следующим образом: «В течении 20 минут необходимо из имеющихся в наличии блоков конструктора составить модель, отражающую результат обучения в Институте бизнеса». При этом построенную модель необходимо было объяснить, расшифровав  как отдельные ее элементы, так и концепцию в целом. Детали конструктора ребята принесли с собой из домашних запасов. Разделившись на команды и распределив поровну отдельные детали, студенты придумали названия команд и общую стратегию решения.  
Первокурсники смогли с головой погрузиться в созидательный творческий процесс. По итогу все команды успешно и с энтузиазмом справились с заданием. Объяснение моделей с серией уточняющих вопросов и ответов заняло еще 20 минут. По результатам студенческого голосования победила команда E.V.olution 3D. 5 участниц команды собрали модель высокотехнологичного корабля, плывущего по просторам океана знаний. Маршрут корабля, по мнению первокурсниц, аналогичен траектории обучения в Вузе. На долгом пути встречаются всевозможные трудности и испытания, которые корабль не обходит стороной, а с помощью встроенных механизмов фильтрует и перерабатывает в новые знания и навыки.
 
 
Следует заметить, что деловые игры в Институте бизнеса проводятся для студентов очной и заочной форм получения высшего образования достаточно регулярно. И с образовательной, и с воспитательной точки зрения их значимость общепризнана. К используемому арсеналу вполне можно добавить метод LCP. Преимущества использования Lego Serious Play заключаются в возможности быстрого установления социальных связей в коллективе, самореализации каждого участника, экстернализации мышления, эффективном генерировании новых креативных идей, расширении границ привычных знаний.