События

Елена Викторовна Скворцова: "Использование вебинаров при изучении маркетинговых дисциплин"

Опытом делится доцент кафедры бизнес-администрирования ИБМТ БГУ, кандидат экономических наук Е.В.Скворцова

В связи с увеличением объемов доступной информации, развитием информационных технологий, необходимостью появления новых форм обучения все более распространенным становится дистанционное обучение, которое имеет определенные особенности. У дистанционного обучения есть как явные преимущества, так и особенности по сравнению с другими формами обучения.
Можно выделить следующие основные преимущества дистанционного обучения:
  • удобство процесса обучения для слушателей с точки зрения доступа к учебным материалам, выбора времени, продолжительности и темпа обучения и т.д.;
  • сокращение затрат времени, материальных и трудовых ресурсов на обеспечение процесса обучения;
  • возможность обучения большого числа слушателей, рассредоточенных территориально, независимо от их возраста, социального статуса, состояния здоровья и других факторов.
У дистанционного обучения есть и определенные особенности:
  • отсутствие личного контакта между преподавателем и студентами, между студентами друг с другом;
  • использование сети Интернет может повлечь возникновение технических проблем при проведении вебинара.
При этом необходимо отметить, что вебинары являются одной из современных форм дистанционного обучения, позволяющих повысить его интерактивность.
 
Мною в течение последних двух лет в ИБМТ БГУ проведено более 20 вебинаров, в основном в форме лекций на различные темы в рамках дисциплин «Основы маркетинга», «Маркетинг», «Маркетинг инноваций» для студентов дневной и заочной формы обучения и магистрантов. Также было проведено несколько занятий, совмещающих лекцию и практическое занятие, а также лекцию и консультацию студентов-заочников.
 
Пример проведения вебинара в форме лекции по дисциплине «Основы маркетинга» в ИБМТ БГУ в 2015 г.
 
В 2016-2017 гг. были проведены электронные опросы студентов и преподавателей.
 
 
На основе ответов коллег и студентов, а также опыта проведения вебинаров позволю сформулировать некоторые выводы:
1. Вебинар является сложной формой проведения занятий для тех тьюторов, которые привыкли работать в аудитории, так как изначально сложно оценить реакцию слушателей, их восприятие материала и др. Поэтому воможно, а часто необходимо:
  • на очном занятии проводить закрепление материала;
  • во время/в конце вебинара мотивировать студентов и слушателей на общение с преподавателем посредством чата;
  • после вебинара организовать тестирование или анкету обратной связи с участниками на предмет понимания материала.
Например, для удержания внимания необходимо через короткие промежутки времени (5-7 минут) вовлекать слушателей в определенную активность (написать что-то в чате, посмотреть ссылку на материал, выполнить небольшое задание и т.д.).
 
2. Вебинары в форме лекций не могут быть реализованы для любой дисциплины, но не для любой темы, поскольку отсутствие личного контакта приводит к ухудшению концентрации внимания слушателей. Преподавателю, начинающему практиковать эту форму, лучше брать темы, к восприятию которых студент наиболее подготовлен.
 
3. Очень важно качество презентации, которую видят слушатели: она должна быть привлекательной по оформлению и наполненной по содержанию.
 
4. Вебинары являются удобной формой общения со слушателями заочной формы обучения. Наиболее целесообразно проводить с ними консультации, выдавать задания, давать обратную связь по выполненным контрольным и курсовым работам.
 
5. На эффективность проведения вебинара влияет технический аспект (площадка, на которой организуется вебинар, скорость Интернета у тьютора и слушателей, качество оборудования и т.д.). 
 
Необходимо отметить, вебинары нравятся студентам. Вот некоторые комментарии студентов, участвовавших в вебинарах:
  • «Я бы ничего не изменяла в вебинарах. Меня всё полностью устраивает».
  • «Побольше внедрять подобного рода методы».
  • «Качественно отобранная информация превосходно преподносится спикером, при том что атмосфера занятия домашняя и спокойная - мало что отвлекает, если предмет действительно интересен».
  • «Всё вроде бы было хорошо. Очень удобно слушать лекции, сидя за ноутбуком с чашкой чая :)».
  • «Все было здорово! Было бы хорошо, если бы 50% лекций проводились в такой форме».
 
Вебинары становятся все более популярной формой обучения для студентов, слушателей и магистрантов. Эта форма получает высокие оценки удовлетворенности у участников обучения.
При этом формат вебинара требует качественной учебно-методической подготовки преподавателя. Вебинар имеет свои особенности, которые должны быть учтены преподавателем  в процессе их реализации для повышения эффективности проведения вебинаров и уровня их интерактивности.

Популярные события