События

Татьяна Прохорова: современные проблемы использования видеоконференций в учебном процессе

Уникальную возможность личного общения с иностранными учеными, преподавателями, специалистами можно получить во время зарубежных стажировок.

Так, в рамках проекта «IESED» (Innovative ICT education for social-economic development) программы ERASMUS+ были организованы встречи и занятия с руководителями Высшей школы экономики в польском городе Быгдощ, руководителями ИТ-компаний, с преподавателями Польши и Чехии, активно использующими инновационные технологии в своей педагогической практике. Полное погружение в предметную и языковую среду, тематические экскурсии, изучение корпоративной культуры и методов работы - безусловно, стажировки дают многое. Но, как все действительно ценное, зарубежные стажировки случаются в нашей жизни достаточно редко.  Соответственно актуален вопрос о других способах коммуникации, которые можно использовать не только для собственного развития, но и для учебного процесса.  Тем более, что в ИБМТ отлично развита практика применения вебинаров и форумов. 
 
В образовательном пространстве стремительно набирает популярность проведение видеоконференций. Заметим, кстати, что видеоконференции не только помогают экономить средств на командировках, - это современный высокотехнологичный инструмент коммуникации, предназначенный для повышения эффективности ведения бизнеса, оптимизации бизнес-процессов, ускорения принятия решений.
 
ВКС (Видеоконференцсвязь) — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, с учётом передачи управляющих данных. Безусловно, ВКС накладывает серьёзные требования на сервера, терминалы видеоконференций, каналы связи. Но по мере удешевления аппаратного обеспечения и использования SAAS- приложений практика проведения видеоконференций расширяется.  Для интерактивного взаимодействия в мире используются сервисы VideoMost, Skype  for Business, Cisco WebEx, Polycom,TrueConf, GoToMeeting, Google Hangouts, webinar.ru и др.
 

Ing. Roman Danel, Ph.D.
 
Во время стажировки большой интерес вызвало выступление руководителя отдела автоматизации горно-геологического факультета Остравского технического университета (Чехия), инженера с солидным опытом управления ИТ-проектами,  Романа Данела с докладом “Using of Skype/ Google Hangout for the conduct of employments for students comparing of equipment of Polycom to the decision of Skype”. В польском вузе доктор Данел работает с 2012 года, выступление с лекциями в различных вузах Чехии, а также в Польше стало возможно благодаря применению инновационных ИКТ технологий.
 

Ing. Roman Danel, Ph.D.

Система видеоконференций предназначена для отправки и приема аудио из всех мест в комнате. В отличии от вебинара, преподаватель может полностью контролировать аудиторию и видео-изображение на экране. 

Видеоконференции проводятся в специально оборудованных аудиториях. 
 


Схема учебной аудитории для ВКС

Видео-сотрудничество повышает эффективность совместной работы, создает дополнительные возможности для реализации международных проектов, позволяет вовлекать студентов в современные образовательные программы. В Остравском техническом университете в 2014 году было установлено оборудование, обеспечивающее передачу аудио и видео - Polycom HDX 8000, 2 управляемые камеры EVI-D100, матричный коммутатор видео и аудио сигналов, проектор данных Epson 450WI, цифровой визуализатор PS400, 4 телевизора Sony 55X4500, 2 лампы, аудиоусилитель. По мере добавления оборудования стоимость обслуживания существенно возрастала. Кроме того, сотрудники университета столкнулись с проблемой совместимости оборудования различных производителей. 
 

Отображение аудитории с экрана преподавателя
 
С  сентября 2016 года в WSG используется Skype с Google Hangout в качестве запасной системы. Несмотря на очевидные преимущества, Роман Данел отметил следующие проблемы:
  • зависимость от внешних поставщиков услуг и условий их работы;
  • наличие в эфире звуковых помех и сложность подавления эха.  
Однако, более важными для нас оказались следующие наблюдения: современным веб-технологиям студенты предпочитают живое общение с преподавателем. Прежде всего, речь идет об изучении автоматизированных систем, робототехники, электроники. Так, например, в 2015 году студенты выпускных курсов обратились с письменным заявлением исключить использование системы видеоконференций для преподавания дисциплин, включенных в итоговые государственные экзамены.
 
Ссылаясь на исследования Manfred Spitzer  (M. Spitzer, “The Mind within the net: models of learning, thinking, and acting”, MIT Press: 1999, ISBN: 978-0262692366; M. Spitzer, “Cyberkrank!: Wie das digitalisierte Leben unsere Gesundheit ruiniert”, Droemer: München 2015, 978-3-426-27608-2)  и собственный опыт преподавания ИТ-дисциплин, Roman Daniel предложил задуматься над проблемой снижения качества обучения при расширении использования мультимедийных средств, а также сделал заключение, что обучение с использованием системы видеоконференций подходит только для определенных дисциплин.
 
Действительно, следует с ним согласиться, использование видеоконференций в учебном процессе в большей степени  востребовано для студентов социально-гуманитарного направления. ВКС в сфере ИТ может быть применена в следующих случаях:
  • если установка новых систем, платформ в учебных классах не представляется возможным, а принципы работы с ними студенты должны знать;
  • для проведения аналитического обзора функциональных возможностей различных программно-аппаратных средств;
  • для изучения бизнес-моделей в сфере ИТ от ведущих специалистов и CEO, которые в силу своей профессиональной занятости и (или) территориальной удаленности, не могут приехать в учебное заведение; 
  • ознакомления с особенностями жизненного цикла ИТ-продуктов, другими теоретическими вопросами из сферы управления ИТ.
 
В целом, использование в учебных заведениях ВКС – это не дань моде, а современная инновационная технология, которая при правильном применении способна повысить эффективность обучения. 
 
Прохорова Татьяна Владимировна,
доцент кафедры бизнес-администрирования 

 

Популярные события