События

Татьяна Зайковская: некоторые аспекты польского высшего образования как ответ на рыночные изменения. Взгляд маркетолога

Стажировка в рамках проекта IESED в Высшей школе экономики (Быдгощ, Польша) определила поиск факторов успеха польских вузов в вопросе привлечения студентов, в том числе иностранных

Данный материал не претендует на полноту обзора, объективность и глубокую аналитику, создан по результатам общения с польскими и чешскими коллегами и иностранными студентами, обучающимися в частном вузе Польши, и ознакомления со статистическими данными из открытых источников.
 
Польша для нас не только страна-соседка, являющаяся членом ЕС, но и страна, близкая по языковой схожести и менталитету, страна, с которой мы связаны общим историческим прошлым. В связи с этим изучение опыта польской системы высшего образования по привлечению иностранных студентов, выявление преимуществ и недостатков, представляется довольно интересным с точки зрения маркетолога.
 

Статистика - вещь упрямая. Но показательная

По данным Белстата и Главного статистического управления Польши, на декабрь 2016 года доля иностранных студентов от общего количества студенчества в Польше и Беларуси одинаковая - 4,8% (табл. 1).
 

Таблица 1. Доля иностранных студентов от общего их количества в Беларуси и Польше на 01.12.2016

 
общее количество студентов
количество иностранных студентов доля иностранных студентов от общего количества
Беларусь 313200 15126 4,83%
Польша
1348822
65793 4,88%

 

Однако количество наших граждан, получающих образование за рубежом, в сравнении со страной-соседкой не в нашу пользу (табл. 2):

Таблица 2. Доля граждан, получающих образование за границей, от общей численности населения в Беларуси и Польше на 01.12.2016

  количество граждан, получающих образование за границей, чел. общая численность населения, чел. доля граждан, получающих образование за границей
Беларусь от 35000 9499644 0,37%
Польша от 48000 38433000 0,12%

 

Беларусь, кстати, по показателю “доля граждан, обучающихся за рубежом” на 20 месте среди многих рассматриваемых стран, а по численности населения - на 93.


Рис.1 Количество граждан, обучающихся за рубежом, на 10 тыс. населения по разным странам, чел. 

И в будущем доля выезжающих получать образование за границей может увеличиться. Недавние опросы общественного мнения в Беларуси демонстрируют, что количество белорусов, которые хотели бы отправить детей учиться за границу, если бы у них была такая возможность - очень велико и составляет 42,5%. 

Куда белорусские абитуриенты уезжают учиться, догадаться нетрудно - в соседние Россию, Польшу и Литву. На сегодняшний день в Польше ежегодно получают образование более 5 тысяч белорусов. По количеству иностранных студентов белорусы занимают 2 место (рис. 2)


Рис.2 География иностранных студентов в Польше

География студентов-иностранцев Польши обширна и составляет более 155 стран. Динамика количества также впечатляет: за последний год иностранных студентов в польских университетских аудиториях стало на 11% больше. 
 
У нас и география скромнее, и динамика замедлилась. Для сравнения:

 



Рис.3 География иностранных студентов в Беларуси

 

Таблица 3. Ежегодная численность иностранных студентов в Беларуси, чел.

  2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17
Всего, иностранных студентов  9357 11168 12002 13160 14144 14594 15126
 

Рис.4 Прирост количества иностранцев в Беларуси в период с 2011 по 2016 годы, %
 
Что касается направления образования, которые выбирают иностранцы, то в целом они совпадают в Польше и Беларуси: иностранные студенты в Польше чаще всего выбирают управление и экономику (12%), медицину (11 %), международные отношения (8%.). Информатику и IT-дисциплины изучает 5% иностранцев. В Беларуси экономико-управленческие специальности и медицина также возглавляют список привлекательных специальностей, но их доля выше.
 
Безусловно, результаты (география, динамика иностранцев) как в целом польского высшего образования, так и отдельных вузов на фоне сложной демографической ситуации впечатляют и имеют свои предпосылки успеха.
 

Что почем?

Стоимость обучения в Польше одна из самых низких в Европе и поэтому очень привлекательна для ЕС, ведь расходы на проживание, питание, транспорт в Польше ниже, чем в Великобритании, Германии, Австрии и других странах Европы.
 
При этом стоимость выше белорусской для наших соотечественников и сравнима с ней для иностранцев, обучающихся в Беларуси. Стоимость зависит от специальности: польскоязычные гуманитарные — самые дешевые (€ 1000—5000), англоязычные технические и медицинские — дорогие (около € 10 000 в год). Некоторые польские вузы анонсировали в 2017 году снижение стоимости обучения для иностранцев. 
  
С картой поляка (а с ней в Польше учится почти половина всех белорусов) можно учиться бесплатно в государственных вузах Польши, получать стипендию или получить скидку до 30% на любую выбранную программу. Для остальных предусмотрены стипендиальные программы, снижение оплаты, если у студента материальные трудности.
 

Внешняя среда польских вузов: под государственной опекой  

Ситуация с иностранцами в Польше начала стремительно меняться с 2014 года, когда был принят новый закон об иностранцах. Был увеличен срок разрешения на временное пребывание для иностранных студентов с 1 года до 3 лет.
Кроме того, студенты вузов Польши имеют право работать без ограничений в период учебы. После окончания вуза у выпускника-иностранца есть возможность заключить рабочий контракт с европейскими фирмами. После получения диплома иностранные студенты имеют право работать в Польше без разрешения на работу.
 
Для прибывающих сюда работать, а не учиться иностранцев также есть весомая причина пойти учиться на сокращенную программу переподготовки - диплом приравнивается к диплому бакалавра и позволяет не проходить польскую нострификацию (дополнительное национальное подтверждение диплома), процедуру очень сложную для обладателей дипломов некоторых стран. Программы переподготовки реализуется либо в очном формате дневного обучения, либо в условно-заочном (заезды на пятницу-субботу-воскресенье 2 раза в месяц и учеба с 8.00 до 20.00), продолжительность обучения - от 1 до 2 лет.
 
Привлечение иностранных студентов - государственная важность. Так, 1 октября 2017 года в Польше начнет работу Национальное агентство университетского обмена (Narodowa Agencja Wymiany Akademickiej). Его основная задача – привлечение в польские университеты иностранных студентов. Среди обязанностей агентства: создание стипендиальных программ, организация языковых курсов и реклама польских учебных заведений за границей (Rzeczpospolita, 26.07.2017).
 

Польские вузы на выставке "Образование и краьера-2016", Минск. Фото с сайта obrazovanie.by
 
Маркетинговая активность польских вузов ощущается уже который год. Это и агентства-посредники, и различные сайты на русском языке, подробно рассказывающие о преимуществах и условиях поступления, и реклама, и бесплатные 2-недельные образовательные туры, и интенсивный рекрутинг на профильных выставках.
 
Для польских вузов увеличение количества иностранцев с января 2017 стало еще более прибыльным делом: на студента вузу начисляется субсидия (компонент интернационализации) в тройном размере.
 
Другие явные преимущества обучения в Польше, которые привлекают иностранных студентов, в том числе, белорусов, русских и украинцев:
  1. Признание польского диплома без нострификации в ЕС и США
  2. При англоязычном обучении студент получает сразу два диплома:  польского и британского образца.
  3. Студенты получают Шенгенскую визу, а значит, возможность беспрепятственно посещать все страны Шенгенского соглашения.
  4. При поступлении отсутствуют вступительные экзамены и обязательные подготовительные программы (начинать обучение можно сразу после окончания учебы в школе) - достаточно знать язык обучения.

Внутренняя среда польского вуза: права студентов, требования бизнеса и свобода преподавателя

Главный “герой” в польском вузе - студент. Начинают учиться студенты здесь, как правило, в 20-22 лет, на учебу зарабатывают сами и/или оплачивают частично родители. Студенты поэтому более мотивированные, самостоятельные и более требовательные. В Высшей школе экономки в Быдгощи (WSG), кроме привычного анкетирования на предмет удовлетворенности, а также студенческого представительства в советах, существует возможность влияния студентов на перечень изучаемых дисциплин. Для этого, правда, необходимо написать аргументированную заявку и представить ее на коллегиуме. Интересно также, что студент вполне может решить изучать курс повторно, если считает, что не все усвоил, несмотря на академическую успеваемость.
 
Кроме того, здесь распространено весьма уважительное, клиентоориентированное к студенту: от условий проживания до требования начинать и заканчивать занятие точно в срок. В противном случае - “нарушены права студента”))).
Также вузы стараются внедрять принципы коропоративной социальной ответственности, гендерного, национального и иного равенства в свою деятельность. В WSG, например, есть собственный детский сад для детей сотрудников и студентов, бытовые условия позволяют учиться людям с ограниченными возможностями.
 

Детская площадка на территории кампуса WSG. Фото с официального сайта детсада
 
В Польше нет института трудовых книжек: при приеме на работу работодатель учитывает рекомендации с предыдущих мест работы и сертификаты, подтверждающие компетенции выпускника. За время учебы определенное количество сертификатов компетенций прилагается к выпускному диплому, но студент может пройти в вузе дополнительные курсы и сдать экзамены на дополнительные сертификаты. Правда, дополнительно доплатив. Аналогично с индивидуальным графиком обучения, который может оформить работающий студент.
 
Польская система высшего образования - гибкая и мобильная. Вуз получает разрешение на профиль образования (например, управление), а специальности разрабатывает сам, как и задокументированную характеристику компетенций выпускника - то, что в первую очередь интересует работодателя. В выпускной характеристике перечисляются, таким образом, не дисциплины (как в Беларуси), а компетенции. Благодаря такой системе, вуз имеет возможность быстро реагировать на меняющиеся условия рынка и требования работодателей. В WSG, к примеру, запрос IT-компаний на выпускников-разработчиков игр реализуют через направление “креативные науки”. Такая гибкость и свобода дает возможность польским вузам открывать нестандартные или узкие специальности, такие, как SMM-маркетинг, менеджмент виртуальной среды (киберпространства), 
 
Предприятия-работодатели имеют тесные связи с вузами. В WSG, к примеру, предприятия города и воеводства являются постоянными заказчиками различного типа исследований и проектов (научных, маркетинговых, консалтинговых). Участие в таких проектах считается очень перспективным для студента. Кроме того, практически все руководство вуза и преподаватели работают по преподаваемому профилю или имеют свой бизнес. Поэтому часто вчерашний студент становится работник у своего же профессора-преподавателя.
 

Белорусские преподаватели на экскурсии в IT-компании Vivid Games
 
У преподавателя польского вуза небольшая нагрузка, позволяющая заниматься научно-исследовательской работой, а также очень упрощенная по сравнению с белорусской системой процедура документирования преподавания.
 
Таким образом, внутренние и внешние условия функционирования польских вузов позволяют им не только успешно привлекать как отечественных, так и иностранных студентов, но и вести прибыльную научную, исследовательскую и проектную деятельность, а также деятельность, направленную на привлечение инвестиций на развитие вуза.
 
Татьяна Зайковская,  
начальник отдела маркетинга ИБМТ БГУ
 

 

Популярные события