События

Елена Маковская: заметки на полях стажировки в Высшей школе экономики в Быдгощи

Начальник Центра дистанционного образования и информационных технологий Института - о том, что наиболее запомнилось при ознакомлении с системой высшего образования в частном польском вузе.

 
В рамках проекта «IESED» (Innovative ICT education for social-economic development) программы ERASMUS+ в течение 5 дней группа преподавателей из белорусских учреждений высшего образования, в том числе и Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, получила возможность познакомиться с принципами организации образовательного процесса в Высшей школе экономики в Быдгощи и изучить опыт модернизации учебных программ по информационным технологиям с целью улучшения качества подготовки специалистов для IT-сферы.

 

Небольшая справкауниверситет экономики в Быдгощи является крупным частным учреждением получения высшего образования в северной Польше. В составе университета 9 филиалов, 3 кафедры так называемые «Kolegium Nauk». Основные направления образовательной деятельности:

  • культура и языки;
  • социальные науки;
  • международное сотрудничество и бизнес;
  • информационные технологии и мехатроника;
  • здоровье, спорт и туризм.
 
Университет экономики имеет 15 компьютерных лабораторий, более 60 аудиторий (в общей сложности 1600 мест), современный спортзал, столовую и студенческие бары, комплекс общежитий для студентов.

 

Часть 1. Заметки общеобразовательные

  • В этот частный университет принимают к обучению всех абитуриентов с аттестатом зрелости. Конкурса для поступления нет, никаких ограничений и плановых цифр набора
  • Продолжительность обучения: 
    I ступень получения образования, бакалавриат - как правило, 3 года; исключение составляют технические специальности – 7-8 семестров в зависимости от специализации.
    II ступень получения образования, магистратура - обучение в течение 3-4 семестров.
  • Средний возраст первокурсника – 20-22 года, что на несколько лет старше среднего возраста студентов-бакалавров Беларуси.
  • Студенты имеют возможность обучаться на дополнительных курсах с получением сертификата. В результате формируется портфолио студента, содержащее сертификаты и рекомендации от компаний, в которых они проходили практику.
  • Формы обучения подразделяются на стационарную (предполагает 70-75% аудиторных занятий) и другие (нестационарные) (предполагают 40% аудиторных занятий). Примечательно, что дистанционной формы в чистом виде нет.

Часть 2. Заметки внутривузовские

  • Студенты не имеют зачетных книжек, не используются ведомости – все результаты для бакалавров отражаются в информационной системе iSAPS, собственной разработке университета. Сохранена система оценивания в виде отметок, но планируется переход на оценивание эффектов в пунктах.
  • Осуществляется поддержка обучения при помощи учебного портала ONTE, созданного на базе LMS (системы управления обучением) Moodle. Используется смешанное обучение. 
  • Возможна индивидуализация обучения для студентов, которые совмещают обучение и работу. С этой целью составляется индивидуальный график очных занятий, включая субботу и воскресенье, а также дистанционных занятий. Индивидуальный график дополнительно оплачивается.
  • В университете WSG используются программы двойного диплома, обучаются студенты из России, Украины и др. стран. Имеется Бюро обслуживания иностранцев. Первой дисциплиной для иностранных студентов является «Введение в Евросоюз»

Часть 3. Заметки внутрикластерные

  • В состав университета входит Институт информатики и мехатроники, имеющий тесные связи с информационным кластером «Bydgoski Klaster». В состав последнего входят IT-компании и образовательные учреждения. Накоплен богатый опыт проведения хакатонов с участием студентов университета. 
  • Каждый преподаватель Института информатики и мехатроники должен совмещать профессорскую деятельность с работой в IT-компаниях информационного кластера, что позволяет им поддерживать свой профессиональный уровень. Предусмотрено именно такое решение повышения квалификации преподавателей. 
  • В свою очередь сотрудники IT-компаний участвуют в обучении студентов и в руководстве проектной деятельностью студентов.
  • Студенты проходят практику в компаниях информационного кластера, а также имеют возможность получить работу как во время учебы, так и после окончания обучения.
  • План обучения может корректироваться с учетом пожеланий работодателей, внутренних структурных подразделений и студентов.
  • Работодатели также оказывают влияние и на требования к образовательной квалификационной характеристике выпускника.

Часть 4. Заметки научно-исследовательские

  • Обучение тесно связано с проектной деятельностью, в рамках которой преподаватели занимаются научными исследованиями. 
  • Нагрузка профессора университета (уровень белорусского кандидата наук и выше) составляет 60 часов в год. Остальное время отводится для научно-исследовательской деятельности. 
  • Результаты научно-исследовательской деятельности – результаты реальных проектов. Описываются в материалах конференций, монографиях, журналах, среди которых 5 включены в список журналов MSHE (академические баллы). 

Подводя итог, хотелось бы поблагодарить всех организаторов стажировки за ценный опыт, который надеемся даст толчок генерации новых идей и в нашем Институте. 

Елена Маковская, начальник 
Центра дистанционного образования и ИТ-технологий ИБМТ БГУ

Популярные события