События

Сотрудник ЦДОИТ Ольга Мардвилко: сравнительный анализ использования технологий электронного обучения в Высшей школе экономики (Польша) и ИБМТ БГУ

О технологиях электронного обучения в крупном польском вузе.

С 17-го по 21 июля 2017 г в рамках проекта «IESED» программы ERASMUS+ (Европейский союз) группа преподавателей ИБМТ БГУ приняла участие в стажировке, одним из рассматриваемых вопросов в ходе которой стало использование технологий электронного обучения.

В Институте накоплен большой методический опыт как в области использования технологий электронного обучения, так и разработки электронных, интерактивных и мультимедийных материалов. Поэтому вполне понятно, что возможность обмена опытом с польскими коллегами вызвала большой интерес у сотрудников ЦДОИТ ИБМТ БГУ.

В ходе стажировки польские коллеги отразили практические аспекты использования систем управления обучением (LMS) на примере системы ONTE (разработана на базе популярной платформы Moodle), в том числе, представили элементы электронного курса, предъявляемые требования к контенту, способы активизации студентов и оценки знаний. 

 
Остановимся на основных моментах, которые могут быть полезны при разработке курсов и организации обучения.
 
Элементами курса в системе ONTE являются:
  1. Информация о преподавателе
  2. Дидактические материалы (лекции в виде презентаций, информации о полезных ресурсах)
  3. Практические задания (тесты, задания)
  4. Анкеты (проведение опросов)
  5. Web-формы для консультаций преподавателем студентов
  6. Условия получения зачета/экзамена по дисциплине.
Хотелось бы отметить, что обязательным условием, которое студенты должны выполнить при первом входе в систему является размещение фотографии студента на личной странице (у нас это рекомендовано, но не обязательно). 
 
Д-р Яцек Рудневски о системе ONTE
 
Обязательные требования к контенту курсов:
  1. Формат файлов - PDF,PNG,MP4, AVI, MP3, HTML5
  2. Единица контента должна содержать (из расчета на 1 час нагрузки):

    - текст - 3-4 страницы;
    - презентация - 25-30 слайдов;
    - видео - до 15 минут (но лучше до 9 минут);
    - проверочный тест - от 8 вопросов.

  3. Адаптация к просмотру контента на мобильных устройствах.
Для активизации студентов и проверки качества изученного материала используются тесты и различные типы заданий, в том числе творческие.
 
Система ONTE предусматривает тесты с различными вариантами ответов:
  • одиночный выбор (верно/неверно);
  • множественный выбор;
  • краткий ответ;
  • на соответствие;
  • вычисляемый ответ;
  • числовой ответ.
Тесты подразделяются на пробные (позволяет студентам оценить слабые места) и проверочные тесты (контроль знаний).
 
Для нашего учебного портала (LMS eLearning Server) тоже используются тесты-тренинги и контрольные тесты, которые содержат все перечисленные типы вопросов.
 
 
Задания позволяют студентам подготовить развернутый ответ. Задания со свободным ответом также используется в системе управления обучением Института. Однако мы взяли на вооружение опыт польских коллег такой реализации выдачи заданий, когда каждый студент получает свое задание из базы, при этом задания не повторяются!
 
Под творческими заданиями в Высшей школе экономки в Быдгощи (WSG) понимают такие задания, при которых сами студенты задействованы в подготовке материалов. В WSG это могут быть:
 
  • студенческая тетрадь, размещенная в курсе (позволяет увидеть предлагаемый материал глазами студента – иногда студент понятнее и быстрее объяснит сокурснику суть темы);
  • короткие видео-объяснения темы, подготовленные студентами;
  • фотографии и изображения (графическое представление материала); 
  • обсуждении и дискуссии как подготовленных работ, так и отдельного материала (в ИБМТ БГУ реализовано в формате тематических форумов и работы над проектами в соцсетях).
Можно отметить, что при изучении системы управления обучением (LMS), применяемой в WSG, элементов курсов, методов стимулирования и увлечения студентов были отмечены моменты, которые реализованы и очень эффективно используются в ИБМТ БГУ.
 
Сотрудники ЦДОИТ ИБМТ БГУ Елена Маковская, Ольга Полонская и Ольга Мардвилко
с польским коллегой директором Центра новых образовательных технологий WSG д-ром  Яцеком Рудневски
 
В ходе обсуждения польские коллеги поделились проблемными моментами LMS: активизация и заинтересованность студентов, работа преподавателей, контроль использования платформы, качество размещаемых материалов, полнота и интерактивность курсов. В нашем Институте эти вопросы отслеживаются и имеют положительную тенденцию решения за счет стимулирования преподавателей, консультирования, проведения обучающих семинаров и курсов повышения квалификации, внедрения различных интерактивных модулей в курсы (видео-лекции, кроссворды, элементы инфографики и др.) и активного вовлечения студентов (групповые проекты, подготовка интерактивных материалов и др.). 
 
Хотелось бы отметить продуманный способ организации взаимосвязи и совместной работы между директором Центра новых образовательных технологий Высшей школы экономики в Быгдощи, сотрудниками, преподавателями, для чего используется специальный ресурс asana.com, позволяющий автоматизировать рабочий процесс и отслеживать выполнение на всех этапах. 
 
Некоторые из методов польских коллег можно рекомендовать к активному внедрению в процесс обучения. Так, очень интересным является метод перевёрнутого обучения, при котором теоретический материал лекции изучается студентом самостоятельно перед ее обсуждением с преподавателем, а в ходе аудиторных занятий разъясняются и обсуждаются возникшие в ходе изучения вопросы, рассматриваются практические аспекты применения теории. Данный метод обучения позволяет лучше и более глубоко усвоить материал, а также изменяет формат проведения занятий в сторону дискуссий и обсуждений, что носит более практический характер и позволяет студентам активно участвовать в подготовке и проведении занятия. К сожалению, у нас метод перевернутого обучения не используется так активно.
 
Из используемых в WSG методик можно также отметить геймификацию, в частности, внедрение симуляционных игр в обучение. Методика нам была представлена на примере игры «Предпринимательство», которая пользуется большой популярностью у студентов и имеет хороший обучающий эффект: студенты бизнес-специальностей гораздо легче запоминают экономические термины, строят бизнес-процессы, видят взаимосвязи между бизнес-решениями и их последствиями.
 
Канцлер WSG д-р Филип Сикора вручает сертификат
об успешном освоении программы стажировки Ольге Мадвилко
 
Подводя итоги, хотелось бы отметить полное совпадение взглядов с польскими коллегами: использование смешанного обучения (Blending learning) эффективнее в обучении, чем просто обучение через дистанционный курс, поскольку имеются сложности самоорганизации обучающихся и мотивации при полном удаленном обучении. 
 
Ольга Мардвилко,
программист Центра дистанционного образования и IT-технологий ИБМТ БГУ
 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

  1. Преподаватели ИБМТ БГУ изучали инновационные методы обучения в высшей школе экономики (Быдгощ, Польша)
  2. Елена Гриневич: Создание и развитие промышленно-образовательных кластеров на примере IT-кластера г. Быдгощи (Польша) 
  3. Елена Маковская: заметки на полях стажировки в Высшей школе экономики в Быдгощи
 
 

 

Популярные события