События

Социальные сети как инструмент изучения истории

Анатолий Николаевич Стебурако делится опытом интерактивного обучения исторических дисциплин в ИБМТ БГУ.

Не секрет, что современные интернет-технологии активно используются в нашем Институте. В дополнение к традиционным аудиторным занятиям по истории Беларуси был предложен интерактивный проект по инициативе отдела дистанционного образования и IT-технологий. В нем участвовали студенты первого курса, которые присоединились к обсуждению одной из актуальных исторических проблем в привычной для этого поколения среде – в социальной сети. Учитывая, что сегодняшних первокурсников с полной уверенностью можно отнести к цифровому поколению, такой вариант работы был обречен на успех. В качестве площадки использовалась социальная сеть «Фейсбук», где была создана закрытая группа для работы над проектом «Рейтан – национальный герой».

В качестве объекта изучения была взята важная для нашей истории личность – Тадеуш Рейтан (1740 – 1780). Это знаменитый посол от Новогрудского повета ВКЛ на сейме 1773 г., который стремился всеми средствами предотвратить законодательное закрепление первого раздела Речи Посполитой. Его самоотверженное поведение на сейме в Варшаве не смогло изменить хода событий, но вошло в историю как символ отчаянной борьбы патриота за сохранение независимости Родины. Учитывая, что на Т. Рейтана претендует Польша, возвращение героя в белорусский исторический контекст является одной из первоочередных задач, стоящих перед нашим обществом. 
 
Как была организована работа? На первом этапе использовался учебный портал института, где была размещена видео-инструкция, включающая краткий обзор исторической проблемы и поэтапное описание возможных вариантов активности. Каждый студент, зарегистрировавшись в группе «Рейтан – национальный герой» принял участие в сборе и анализе информации. Благодаря хорошему знанию иностранных языков им удалось привлечь весьма внушительное количество источников. В первую очередь речь шла о статьях в энциклопедиях, журнальных статьях, художественных произведениях (скульптурах, живописи, документальных и художественных фильмах). Далее был наиболее ответственный творческий этап. Необходимо было выбрать один из вариантов активности, связанных с интерпретацией полученных знаний. Именно этот этап позволил проявить интеллект и креативность нашим первокурсником. Результаты превзошли все ожидания! 
 
Было предложено большое количество видов деятельности: социологический опрос о Т. Рейтане; бизнес-план по использованию в туристических целях родовой усадьбы в Грушевке (Ляховичский район, Брестской области); посещение выставки художника А. Родина, посвященной Т. Рейтану, с последующим написанием эссе и фоторепортажем. Предусматривалось так же более творческое осмысление темы, раскрывающая таланты учащихся: социальная реклама, сюжеты для граффити, рисунки, стенгазеты и, даже, песни. Некоторые участники проекта пошли дальше и записали видео опросы, образовательные ролики и т.п. 

 

Примеры работ:

Пожалуй, самым неординарным исполнением творческого задания стала съёмка видео (флэш-моба) в ультрамодном стиле «Mannequin Challenge», захватившем в конце 2016 г. все социальные сети.

 «Манекен челлендж» (англ. Mannequin challenge, mannequin – манекен, challenge – вызов) – популярный интернет флешмоб, участники которого внезапно замирают в самых необычных позах.

Группа студентов использовала сюжет знаменитой картины художника Яна Матейки «Тадеуш Рейтан. Падение Польши» (1866 г.), распределив между собой исторические роли и записав соответствующий ролик. Результат получился удивительно удачным, так как сходство с оригиналом и тонкая ирония сделали видео блестящим примером интерпретации классического сюжета средствами современной массовой культуры. 

К завершению проекта в группе в «ФБ» собралось более 180 участников, что привело к невероятно активной работе и изобилию материала. Стимулом для этого послужил то, что эта деятельность учитывалась на зачете по Истории Беларуси.

Финальной точкой проекта стала встреча в рамках СНИЛ «Современные бизнес-коммуникации», где шел разговор о преимуществах и недостатках подобной формы работы. Большинство отзывов имело позитивный характер. Многим понравилась возможность коллективного выполнения заданий, неформальный характер общения, отсутствие определенных психологических барьеров, сопровождающих классические аудиторные занятия. Действительно, интерактивное или диалоговое обучение гораздо лучше создаёт комфортную атмосферу для взаимодействия между студентом и преподавателем, между самими студентами, помогает сделать образовательный проект более продуктивным. 

Сильной стороной проекта стало углубленное знакомство студентов с историческими реалиями эпохи и деятельностью Т. Рейтана. Современный бизнес невозможно себе представить без социальной ответственности. Данный проект можно трактовать как один из удачных примеров формирования активной гражданской позиции и патриотизма в процессе получения бизнес-образования. Работа в группе «Рейтан – национальный герой» красноречиво продемонстрировала потенциальную возможность успешного коммерческого использования богатого историко-культурного наследия Беларуси.