Актуально

Вуз с предпринимательским духом. Пока экспериментально

Родион Морозов, начальник отдела стратегического планирования и инновационной деятельности, об университете 3.0 в интервью газете "Белорусы и рынок"

Экспериментальный проект на основе модели «Предпринимательский университет» реализуется в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ожидается, что выпускники таких университетов будут искать себе не первое рабочее место, а первых сотрудников для компаний, которые создадут.
 

Родион МОРОЗОВ, начальник отдела стратегического планирования и инновационной деятельности Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ

Получил степень доктора наук (PhD) в Университете Деусто (Испания). Защитил диссертацию по теме "Формирование предприниматеьских учреждений высшего образования в переходной экономике на примере Республики Беларусь".

- То, что в правительстве заговорили о переходе к концепции «Университет 3.0» - хороший знак. Значит, есть понимание того, что наши учреждения высшего образования в нынешнем виде не способны справляться с вызовами современной экономики знаний. Да, у нас есть массовое высшее образование, да, 90% выпускников школ поступают в вузы, но с другой стороны, мы сталкиваемся с проблемами трудоустройства. Летом прошлого года в правительстве даже вставал вопрос: как вы учите, если даже выпускников-бюджетников не можете трудоустроить?

 
Переход к модели «Университет 3.0» или «Предпринимательский университет» в более широком смысле, поможет преодолеть данную проблему. Обучение предпринимательству в соответствии с новой концепцией – это формирование специалистов, которые после выпуска из альма-матер смогут самостоятельно создавать новые рабочие места.
 
Для достижения амбициозных целей важно, чтобы университет являлся предпринимательской организацией. При этом вузы речь идет не столько о зарабатывании денег, сколько о разработке и реализации конкурентных стратегий.
 
Название и суть
Понятие «Университет 3.0» в англоязычной литературе практически не встречается. Это адаптация концепции, предложенной в России. Там первыми заговорили о создании университетов нового типа. У нас концепция интерпретируется достаточно узко: университет 3.0 -- это развитие инфраструктуры для коммерциализации интеллектуальной деятельности и обучения предпринимательству. В западных странах схожая концепция «Предпринимательского университета» трактуется шире и предполагает наличие предпринимательской культуры вуза, соответствующую организационную структуру, в которой нет места бюрократической системе.
 
В дальнейшем, надеюсь, и мы перейдем от университета 3.0 к более высокому уровню – предпринимательскому университету. Он имеет несколько отличительных особенностей. 
Во-первых, всеобъемлющая предпринимательская культура включает поощрение инноваций, снижение бюрократических проволочек, поддержку и стимулирование инициатив. Внутри университета должны работать предприниматели: они нужны, чтобы продвигать новые образовательные программы, научные исследования, создавать инновационные предприятия при университетах. 
Для ученого-исследователя, для сотрудника университета совмещенная работа на таком предприятии - это хорошая возможность апробировать результаты своей научной деятельности, попробовать внедрить собственные инновационные разработки.
 
Во-вторых, поощряются инициативы и инновации студентов, преподавателей и сотрудников, направленные на эффективное развитие вуза. У преподавателей, исследователей должна быть возможность коммерциализировать свои знания и разработки. Например, открыть собственные образовательные программы, получить права на интеллектуальную собственность и, продолжая работать преподавателем, учредить предприятие для внедрения результатов исследовательской деятельности. Необходимо проводить студенческие конкурсы бизнес-проектов, также помогая их внедрению.
 
В-третьих, предполагается глубокая интеграция учебной, научной и инновационной деятельности с внешней средой, установление тесных связей с бизнесом. Студенты и преподаватели должны сотрудничать с реальными компаниями, получить представление о том, как работает бизнес. До сих пор значительная часть профессорско-преподавательского состава и административного персонала большинства вузов имеет смутное представление о реальных бизнес-процессах.
 
Учреждения образования также сами должны создавать инновационные предприятия. У БГУ, БНТУ есть предприятия, в которых они являются учредителями и соучредителями. Очень важно использовать их потенциал, в том числе проводить на базе таких фирм стажировку студентов, тестирование научных исследований и разработок. Важно, чтобы в таких предприятиях видели не просто дополнительный источник доходов для вуза, а возможность обогатить образовательный и исследовательский процессы, характерные классическому университету 2.0.
 
К четвертому признаку университета нового образца следует отнести предпринимательский тип управления вузом на основе эффективных и быстрых управленческих решений. Под эту характеристику подходит и система мотивации, и найм, и продвижение специалистов. Пока наши вузы страдают от недостатка преподавателей и других специалистов, имеющих опыт работы в бизнесе.
 
Система оплаты труда, продвижения и мотивации в белорусских вузах «заточена» на научную степень и звания, научные публикации.  Опыт работы в бизнесе здесь никаким образом не учитывается. Соответственно, человек, который придет в вуз из бизнеса, не имея ни степени, ни званий, будет получать низкую зарплату рядового преподавателя. Подходы в начислении заработной платы должны учитывать данный аспект.
Организационная структура большинства белорусских университетов также пока не предполагает предпринимательского начала. Большинство вузов построены по классической схеме: администрация, факультет, кафедры.
 
Опыт ИБМТ БГУ
Исследования и практическое внедрение концепции «Университет 3.0» проводится в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ (ИБМТ БГУ) с 2014 года. В то время концепция «Университет 3.0» для белорусского высшего образования была слишком новаторской для белорусского высшего образования, хотя отдельные ее элементы уже тогда были заложены в разные государственные программы. Например, в Концепции развития высшего образования на 2011-2015 годы было прописано, что в каждом университете должны быть созданы бизнес-инкубаторы. Деятельность университетов так или иначе затрагивали программы инновационного развития страны.
В ИБМТ применили предпринимательский тип управления: да, у нас есть классические факультеты и кафедры, но, они дополняются образовательными программами и проектами.
 
Если инициативные сотрудники говорят, что хотят открыть новую образовательную программу, то на ее продвижение институт выделяет финансирование. После набора первой группы руководитель программы может рассчитывать на надбавку и премию по результатам работы. У него также есть возможность привлекать в проект других специалистов. Сотрудники чувствуют свой вклад и видят, что инициатива не наказуема, а, наоборот, поощряема.
Благодаря подобным прогрессивным подходам уже двадцать лет нам удается работать и развиваться без бюджетного финансирования. 
 
Университеты должны иметь четкое видение того, как внедрять предпринимательство у себя, чтобы, с одной стороны, обеспечить сотрудникам дополнительный заработок, а, с другой, обогатить научную деятельность и образовательную составляющую. 
 
Вузам следует развивать инфраструктуру для поддержки собственных предпринимательских инициатив: создавать бизнес-инкубаторы, места для коворкинга, центры прототипирования, предоставлять в пользование оборудование. Необходимы понятные процедуры того, как и кто может принимать участие в этом процессе. Подобные составляющие модели формируются постепенно, очагами, но когда они выстраиваются в систему, можно говорить о том, что сформировался предпринимательский университет. 
 
Необходимо разработать новые параметры оценки вклада вуза в социально-экономическое развитие страны. Так, Стэндфордский университет и Массачусетский институт технологий, являющиеся самыми яркими примерами предпринимательских университетов, гордятся тем, что компании, созданные их выпускниками, генерируют ежегодный доход в 3,3 трлн долл и создают около 2 млн рабочих мест. Если бы компании-выпускники Стенфорда были объединены в отдельную страну, это была бы 10-я экономика мира. 
 
Такой вклад в развитие экономики позволяет университету обосновывать свои претензии на государственное финансирование. Наши же вузы расходуют государственные деньги и отчитываются количеством выпускников, но не вкладом в социально-экономическое развитие в качестве предпринимателей. Хочется верить, что такие показатели, как количество созданных рабочих мест, доход компаний, открытых выпускниками, когда-нибудь будут учитываться и в Беларуси. 
Надежда КОВШ

Популярное