Актуально

Молокович А.Д о 5-ой сессии Восточного партнерства

Заведующий кафедрой логистики после участия в работе 5-ой сессии Восточного партнерства

Восточное партнерство – что это такое?
Восточное партнерство (ВП) – совместная инициативой, в которой участвуют Европейский Союз, страны-члены ЕС и шесть восточноевропейских стран-партнеров – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Оно имеет своей целью укрепление политической ассоциации и экономической интеграции между ЕС и восточноевропейскими странами-партнерами.
История ВП такова. В июне 2008 года Европейский Совет попросил Европейскую Комиссию подготовить предложение по Восточному партнерству, с тем, чтобы поддержать региональное сотрудничество и укрепить отношения ЕС с восточными соседями. Восточное партнерство было учреждено 7 мая 2009 г. в Праге как совместная инициатива: ЕС, стран-членов ЕС и шести восточноевропейских и закавказских стран-партнеров – Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Грузии, Республики Молдова и Украины.
Восточное партнерство дополняет такие региональные проекты ЕС, как «Северное измерение» и «Средиземноморский союз». ВП координируется непосредственно Европейской комиссией.
Восточное партнерство не имеет собственного бюджета для финансирования конкретных проектов, мероприятий и инициатив. Однако, оно может привлекать для реализации конкретных проектов средства ЕС, которыми распоряжается Европейская комиссия по другим программам.
 
Основными принципами ВП являются:
Дифференцированный подход и инклюзивность. ЕС заинтересован в прочном, основанном на дифференцированном подходе, взаимовыгодном сотрудничестве со всеми шестью странами-участницами Восточного партнерства, каким бы ни был уровень их устремлений в отношениях с ЕС. В ситуации проведения политических и экономических реформ Восточное партнерство предлагает прочную основу для многостороннего взаимодействия и способствует углублению двустороннего сотрудничества с ЕС посредством: 
  • новых договорных отношений;
  • соглашений об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли;
  • шагов в направлении либерализации визового режима и многосторонних рамок для обсуждения этих вопросов.
Многостороннее сотрудничество. Многие вызовы, с которыми сталкиваются страны-партнеры, являются общими. Совместное преодоление этих вызовов содействует развитию сотрудничества и обмену передовым опытом. Многостороннее сотрудничество в рамках Восточного партнерства ведется по широкому спектру вопросов:
укрепление институтов и надлежащее управление, в том числе устойчивость к внешним изменениям;
развитие рыночных возможностей через экономическую интеграцию и заключение торговых соглашений;
обеспечение энергетической безопасности и улучшение взаимосвязанности в области энергетики и транспорта;
повышение мобильности и расширение контактов между людьми благодаря переговорам в рамках визового диалога.
Многосторонний трек представляет собой основу для сотрудничества и обмена опытом в би-региональном формате в рамках четырех платформ, отражающих 4 основные направления сотрудничества между ВП и ЕС. Одним из них является сотрудничество в сфере образования, культуры, молодежи, науки и инноваций, информационных и коммуникационных технологий, объединенное в рамках Платформы IV «Контакты между людьми». В каждой платформе могут создаваться отраслевые рабочие органы, организовываться совещания на уровне министров. Сотрудничество в сфере науки и инноваций в рамках Платформы IV координируется Рабочей группой по науке и инновациям (Panel on Research and Innovation), членами которой являются представители стран-членов ЕС, стран ВП, а также Европейской комиссии.
Заседания платформ проводятся 1-2 раза в год на уровне должностных лиц, связанных с реформами в соответствующих областях политики, заседания Рабочей группы – ежегодно. Доклады о работе платформ рассматриваются на ежегодных заседаниях министров иностранных дел стран-участниц ВП и членов ЕС. 
Двустороннее сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:
Соглашения об ассоциации. ЕС предлагает конкретные идеи сотрудничества для каждой восточноевропейской страны-партнера. Эти новые договоренности приходят на смену соглашениям о партнерстве и сотрудничестве, которые были заключены со странами-партнерами в конце 1990-х годов. ЕС ведет переговоры со странами Восточного партнерства о заключении соглашений об ассоциации, которые предусматривают:
  • углубление политической ассоциации;
  • расширение политического диалога;
  • расширение сотрудничества по вопросам правосудия и безопасности.
Соглашения о свободной торговле. ЕС завершил переговоры с Грузией, Молдовой и Украиной по соглашениям об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которые является частью соглашений об ассоциации. Соглашения о свободной торговле имеют своей целью:
  • улучшить доступ к товарам и услугам;
  • снизить тарифы, квоты, торговые барьеры;
  • обеспечить стабильную правовую базу;
  • согласовать методы работы и нормы.
Соглашения об ассоциации, включающие в себя соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, открывают широкие возможности для представителей бизнес-сообщества и предлагают масштабные, современные основы сотрудничества.
Визовый диалог. Страны Восточного партнерства одни из первых воспользовались преимуществами партнерств в области мобильности, что позволило гражданам этих стран перемещаться по Европе в безопасных условиях. Соглашения об упрощении выдачи виз и соглашения о реадмиссии способствуют мобильности граждан стран Восточного партнерства посредством упрощения процедуры выдачи виз и регламентируют порядок возврата нелегальных мигрантов посредством соглашений о реадмиссии.
Диалоги по визовой либерализации представляют собой последовательные шаги со стороны ЕС на пути к долгосрочной цели введения безвизового режима для граждан отдельных стран Восточного партнерства.
В настоящее время гражданам Грузии, Молдовы и Украины не требуется оформление визы для совершения краткосрочных поездок в страны Шенгенского соглашения.
По предложению ГКНТ Беларусь в Платформе IV и Рабочей группе с момента их создания представляет академик И.Д.Волотовский, почетный директор и действующий заведующий лабораторией Института биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наук Беларуси. 
Приоритетными направлениями сотрудничества ВП в сфере науки и технологий являются здоровье, энергетика, климат и природные ресурсы, а также создание рамочных условий для сотрудничества стран ВП с ЕС.
В 5-м заседании Рабочей группы приняли участие около 60 экспертов, представлявших все страны ВП, 8 стран-членов ЕС, различные подразделения и структуры Еврокомиссии, научные и другие организации.
Заседание состоялось непосредственно после Саммита Восточного партнерства, который состоялся 24.11.2017 в г. Брюссель. На саммите Республику Беларусь представлял Министр иностранных дел Владимир Макей.  В ходе саммита были обсуждены состояние и перспективы реализации Восточного партнерства с учетом текущей ситуации в регионе и общих вызовов, стоящих перед Евросоюзом и восточными партнерами. 
В своем выступлении на пленарной части саммита Министр иностранных дел Владимир Макей подчеркнул заинтересованность Беларуси в сильном Европейском союзе, который должен оставаться одной из главных опор миропорядка. Глава белорусской делегации призвал ориентировать Восточное партнерство на содействие сближению, а не размежеванию на группы стран с различным уровнем амбиций. Предложил европейским партнерам активно искать пути преодоления антагонизма между Востоком и Западом в регионе, в первую очередь, через установление прагматичного взаимодействия между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, которое на начальном этапе может осуществляться на экспертном уровне. Министр акцентировал особое внимание на том, что поскольку существующие «правила игры» не смогли предотвратить кризис, поэтому  настало время подумать о новом диалоге, о новых мерах укрепления доверия, которые позволили бы не допустить возврат к «холодной войне». В части прикладного сотрудничества по линии Восточного партнерства он отметил особую важность выстраивания региональных синергий в сферах транспорта, энергетики и соединяемости через финансирование инфраструктурных проектов, которые содействовали бы повышению солидарности и благосостояния всех стран региона ВП. Белорусская сторона подчеркнула важность эффективного сопряжения Трансъевропейской транспортной сети и инициативы Китая «Один пояс – один путь» для раскрытия транзитного потенциала региона и обеспечения устойчивого экономического роста. 
На саммите впервые за время существования данной инициативы был принят совместный план действий. Он включает в себя 20 конкретных результатов, которые должны быть достигнуты к 2020 году (Eastern Partnership – 20 Deliverables for 2020). Номер 20 в списке относится к науке и инновациям.
В октябре 2016 г. было объявлено о формировании инициативы EU4 INNOVATION, которая направлена на совершенствование координации политической и финансовой поддержки стран ВП в сфере научных исследований и инноваций, предоставляемой ЕС. До ноябрьского Саммита эта инициатива не имела наполнения и только накануне Саммита Восточного партнерства в Брюсселе был распространен документ, уточняющий цели инициативы и предусматривающий 5 направлений деятельности их реализации. 
Основная цель EU4 INNOVATION – собрать в единый рамочный документ и сделать более «видимыми» для потенциальных пользователей и участников региональные, горизонтальные и двусторонние инструменты поддержки инновационной деятельности, доступные для стран ВП. Речь идет об инструментах, которые уже имеются в арсенале, а не о новых инициативах или дополнительных финансовых ресурсах. 
Документ отражает различный уровень взаимоотношений ЕС со странами ВП и их интеграции в программу «Горизонт 2020». Отмечается, что Беларусь и Азербайджан, в отличие от ассоциированных к этой программе стран ВП, получают лимитированную поддержку в вопросах совершенствования государственной научно-технической и инновационной политики. В основном, она осуществляется в рамках би-регионального диалога ЕС – ВП посредством участия этих стран в Рабочей группе ВП по науке и инновациям.   
Для реализации EU4 INNOVATION выделены 5 направлений деятельности,  не все из которых доступны для Беларуси:
1. Информационное обеспечение: планируется создать веб-сайт по аналогии с сайтом инициативы EU4 BUSINESS в качестве единой точки доступа к информации об инструментах, имеющихся в распоряжении различных структур ЕС и предназначенных для поддержки инновационной деятельности в странах ВП;
2. Основные региональные/горизонтальные инструменты финансирования в составе «Горизонта 2020». Среди доступных для Беларуси инструментов, особую значимость имеет совместный конкурс Еврокомиссии и SPIRE, Европейской платформы для повышения ресурсо- и энергоэффективности обрабатывающей промышленности;
3. Мероприятия по содействию совершенствованию государственной научно-технической и инновационной политики. Для Беларуси инструмента доступен твиннинг, участие в котором Представительство ЕС в Беларуси предложило ГКНТ в сентябре 2017 г.; 
4. Текущая поддержка по линии европейского инструмента соседства (ENI не распространяется на Беларусь. Для других стран ВП включает финансирование проектов технической помощи горизонтального характера (например, поддержка развития национальной инновационной экосистемы и МСП) и частичное возмещение странового взноса в бюджет «Горизонта 2020»;  
5. Диалог в области политики и координации, направленные на достижение 20 целей - создание архитектуры, которая связывает воедино технический и политический уровни. 
В ходе обсуждения EU4 INNOVATION было высказано мнение о необходимости создания инструментария для координации усилий заинтересованных сторон в реализации данной инициативы и более активного участия стран ВП по примеру проекта EaP PLUS, который финансируется ЕС с целью осуществления конкретных мероприятий по организации би-регионального сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций. 
БелИСА осуществляет следующие мероприятия в республике в рамках ВП:
1. С ноября 2017 г. осуществляется информационная поддержка по продвижению в Беларуси конкурса SPIRE. Эта работа будет продолжена в 2018 г. как по линии ЕС по науке и инновациям, так и по линии проекта EaP РLUS. В частности, планируется организовать в Минске (19-23.02.2018) информационный день SPIRE в рамках Недели программы «Горизонт 2020» в Беларуси – 2018;
2. По программе Марии Склодовской-Кюри на постоянной основе осуществляется информационно-консалтинговая поддержка белорусских заявителей и участников этого популярного раздела «Горизонта 2020». В рамках Недели программы «Горизонт 2020» в Беларуси – 2018 планируется посвятить программе Марии Склодовской-Кюри отдельный день - 21 февраля 2018 г.  Он будет состоять из информационной части и тренинга. Свое участие подтвердили Martin Muehleck – Генеральный директорат по образованию и культуре Еврокомиссии и Katia Insogna - представитель Innovative Technology & Science Ltd., Великобритания, которая проведет тренинг;
3. Достигнута договоренность с Katalin Anfoldi – COST о порядке взаимодействия с целью более эффективного продвижения белорусских участников в проекты COST. Обновленная информация о порядке и статистике участия Беларуси в COST будет опубликована на Национальном научно-техническом портале до конца 2017 г.;
4. Европейская комиссия рекомендовала заинтересованным странам ВП использовать инструменты технической помощи ЕС (для Беларуси это TAIEX) для продвижения в регионе идей OPEN SCIENCE и OPEN ACCESS. Речь идет о максимально открытом и широком доступе к результатам исследований, выполненных за бюджетные деньги, для всех заинтересованных сторон.  
В заключение следует отметить, что 22 ноября 2017 г. в рамках программы Марии Склодовской-Кюри был открыт конкурс «Обмен научным и инновационным персоналом» (Research and Innovation Staff Exchange — RISE).
Схема RISE способствует научному и инновационному сотрудничеству посредством обмена персоналом, знаниями и идеями через границу ЕС (международный обмен) и/или между академической наукой и бизнесом (межотраслевой обмен).
RISE поддерживает краткосрочный обмен кадрами в сфере исследований и инноваций (включая административный и технический персонал) на всех этапах развития карьеры ученых. Программа открыта для сотрудничества научных организаций, университетов, бизнеса в Европе и за ее пределами (Беларусь). Консорциум проекта RISE должен быть представлен организациями из не менее, чем трех стран, две из которых должны быть странами-членами ЕС или ассоциированными к «Горизонту 2020» странами.
RISE пользуется популярностью среди белорусских организаций. На конкурс RISE 2017 г. было подано 34 заявки, 6 проектов было одобрено к финансированию. Всего за три года реализации программы «Горизонт 2020» было поддержано 17 проектов RISE.
Срок подачи заявок на конкурс — до 21 марта 2018 г.
Более подробную информацию можно найти здесь 

Дополнено:

Зав кафедрой логистики Молокович А.Д. представил последние материалы по Восточному партнерству в части программы Марии Склодовской-Кюри

Популярное